Понедельник, 01.12.2025, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Киселевой Светланы Владимировны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям

Рекомендации родителям школьников

 

В преддверии 1 сентября, когда ученики и их родители готовятся к новому учебному году, предлагаю поговорить о том, как организовать учебный процесс и быт школьника, чтобы не причинить урон его здоровью.

Да, данные мониторинга здоровья детей и подростков показывают, что если при рождении хроническая патология регистрируется у 17% детей в нашей стране, то к 15 годам, уже 78% подростков охвачены различными хроническими заболеваниями. Среди факторов, влияющих на здоровье негативно, а их множество, условия обучения в школе. Об этом много говорят и этот вопрос постоянно на контроле у специалистов Роспотребнадзора. Нельзя, конечно, сказать, что в наших школах все идеально, на прошедшем 16 августа селекторном совещании Руководитель Роспотребнадзора Г.Онищенко м акцентировал внимание специалистов на слабой материальной базе школ России, особенно сельских и говорил о необходимости ставить вопрос о коренном изменении материальной базы школ. В этом направлении ведется постоянная работа, главное, что наши специалисты, врачи гигиенисты знают, что полезно, а что вредно для здоровья детей и их требования к директорам школ и организаторам образования на более высоких уровнях соблюдения правил.

Но, говоря о влиянии условий обучения на здоровье детей и подростков мы забываем, что процесс обучения невозможен без самоподготовки учащихся, иными словами – без выполнения домашних заданий. Практически отсутствуют конкретные, точные рекомендации, касающиеся правил здорового образа жизни учащихся, предназначенные для их родителей. Поэтому сейчас я предлагаю поговорить о том, как должен быть организован день школьника и на что еще должны обращать внимание родители, для того, чтобы сохраненить здоровья ребенка в процессе обучения.

1. Уголок школьника

Профилактика- это основной метод в борьбе с нарушениями опорно-двигательного аппарата у детей. Почти у двух тысяч детей (2060,2) на сто тысяч обследованных в КЧР наблюдаются заболевания костно-мышечной системы. Эта тенденция наблюдается особенно в возрастной группе 15-17 лет (включительно). Из года в год показатель заболеваемости костно-мышечными болезнями, а в их число входят также сколиозы, нарушения осанки и др. медленно растет. В прошедшем году он составляет более 137% по сравнению с предыдущим. Нет сомнений, что на осанку влияет мебель за которой ребенок учится в школе, а также выполняет задания дома.

Первые рекомендации по размерам мебели, основанные на измерении роста учащихся были составлены в 1871 году известным гигиенистом Ф.Ф.Эрисманом. С тех пор они претерпели некоторые изменения, но в целом сохранили свою суть.

Основные размеры парты, учебного стола и стула определяются следующим образом: высота стула или скамьи должна равняться длине голени вместе со стопой с прибавлением 2 см на высоту каблука. В этом случае ноги получают опору о пол. При слишком высоком сиденье ноги висят, уменьшается площадь опоры и увеличивается мышечная нагрузка бедер, в результате чего изменяется кровоснабжение конечностей. При низком сиденье ноги приподняты, площадь опоры сильно сокращается вплоть до использования в качестве её только седалищных бугров, кровоснабжение затрудняется. Как низкое так и высокое сидения неудобны и нарушают правильную рабочую позу.

Глубина сиденья стула должна составлять 2\3 длины бедра. Слишком глубокое сиденье нехорошо, потому что край упирается в подколенную впадину, сдавливая кровеносные сосуды. Узкое сиденье также неудобно, школьник скорее устает. Сиденье должно иметь небольшой наклон кзади, для того, чтобы препятствовать сползанию вперед и увеличить устойчивость положения тела.

Одной из основных точек опоры, помогающих длительному сохранению прямой посадки учащихся, является спинка стула. Её целесообразно делать в виде двух планок: на уровне крестцово-поясничной области с углом наклона 3-5˚, верхняя под небольшим углом к нижней (7-12˚), так, чтобы можно было упираться подлопаточной областью, меняя позу и несколько откидываясь назад. Расстояние между спинкой стула и краем стола должно равняться величине переднезаднего диаметра грудной клетки с прибавлением 3-5 см. край стула должен заходить за крышку стола на 4 см.

Для сохранения правильного положения тела, необходимого объема движения рук и рационального размещения учебных принадлежностей ширина рабочего места должна составлять 55 – 65 см. Переднезадний размер стола устанавливается от 63 до 70 см.

Большое значение имеет соответствие высоты стола высоте стула. Несоответствие этих размеров приводит к неправильным позам. При низком столе и высоком стуле ученик сидит сгорбившись, сутулясь, затрудняется дыхание. Когда стул низок по отношению к столу ученик при письме вынужден приподнять предплечье, чтобы положить его на стол, что приводит к искривлению спины.

Для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов от светлого до темно-зеленого, а также цвет натуральной древесины. Поверхность стен, потолков, полов мебели в учебной комнате должна иметь матовую поверхность во избежание бликов. Цветовая гамма интерьера должна быть теплых тонов. Используемые отделочные материалы, краски, лаки должны быть из числа разрешенных Минздравом.

Естественное освещение – боковое левостороннее и ленточное. Искусственное также левостороннее, кроме того, гигиенически оправдано использование реле, регулирующего уровень освещения.

Проветривание учебной комнаты необходимо, но при этом рабочее место не должно находиться на сквозняке.

2. Одежда и обувь

Особое значение в профилактике и лечении плоскостопия имеет правильно и по размеру подобранная обувь. В детском возрасте скелет стопы образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В конструкции детской обуви дожжен быть предусмотрен каблук: для младших школьников- 1-2см, для старших школьников-2-3см. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочками-подростками вредно, т.к. затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести тела вперед, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развивается уплощение свода стопы и деформация пальцев. Таким образом, пользование нерациональной обувью не только причиняет неудобства, снижает двигательную активность детей, но и служит причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.&nbsp

Что касается одежды школьника… сейчас во многих учебных заведениях возвращается обязательная школьная форма. Школьная форма прежде всего, долна быть функциональной. Ребенок будет носить её и по сентябрьской жаре и в зимние холода. Поэтому предпочтение нужно отдавать натуральным материалам. Форма должна легко комбинироваться и с легкой одеждой и теплыми вещами. Родители должны принимать участие в разработке проекта школьной формы. Из собственного опыта скажу, что педагоги охотно прислушиваются к мнению родителей и учитывают их пожелания. А родителям мы советует не проявлять пассивность в этих вопросах, вносить свои предложения и отстаивать интересы своих детей.

3. Портфель и принадлежности

Для ношения учебников и других школьных принадлежностей младшим школьникам лучше покупать ранец. Ношение ранца способствует сохранению правильной осанки, не затрудняет дыхание, обеспечивает свободное движение рук, туловища. Ранец должен быть изготовлен из легкого, водонепроницаемого, удобного для очистки ( кожа, брезент, дерматин) материала. Масса его не должна превышать 500-600г., длина ранца-30см, высота-25см, ширина-100см. Длина заплечных ремней не более80-85 см и изменяется применительно к росту ребенка. Для того чтобы ремни не резали плечи, ширина их в верхнем отрезке должна быть 3,5-4 см, в нижнем - 2,5-3 см.

Масса портфеля с книгами и принадлежностями?????

Мелкие мышца руки у ребенка развиты слабо, поэтому овладение навыками письма затрудняется применением как толстой, так и слишком тонкой ручки. Рекомендуется ручки толщиной 8мм, длиной 15-170 мм. Перья ручки и грифель карандаша должны быть средней жесткости, так как употребление жестких требует большого нажима и приводит к напряжению мышц, а мягкий карандаш и ручка легко ломается и пачкает.

4. Режим питания

И.П.Павлов доказал, что существенное значение для пищеварения и последующего усвоения пищевых веществ имеет аппетит. Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная пища.. вкус детей не рекомендуется поощрять однообразными, чрезмерно изысканными кушаньями. Это изнеживает пищеварительный аппарат и понижает способность организма приспосабливаться к различными условиям питания. В то же время пищевой рацион должен быть сбалансирован – содержать необходимый для растущего организма набор белков, жиров, углеводов и микронутриентов (витамины и минералы).

Хорошему, здоровому аппетиту способствует обстановка, в которой происходит прием пищи. Острое желание есть вызывает обеденный стол, накрытый скатертью, нарезанный хлеб, аккуратно расставленные тарелки и приборы. Детей необходимо приучать есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (чтение, разговоры, телевизор), так как это неблагоприятно отражается на отделении желудочного сока.

Режим питания детей связан с физиологичностью пищевого рефлекса. Если прием пищи у детей дошкольного возраста имеет периодичность 3,5 – 4 часа, у подростков он устанавливается 4 раза в сутки (завтрак, обед, полдник, ужин, которые должны содержать определенную часть суточной калорийности рациона. Для детей младшего возраста 20-25% калорийности суточного рациона приходится на завтрак, 30-35 – на обед, 205 – полдник, 20-255 – на ужин для детей старшего возраста - соответственно 25-305, 35-40%, 10-15%, 20-25%.

Для детей, занимающихся спортом и хореографией, калорийность суточного рациона рекомендуется распределять на отдельные приемы с учетом времени тренировок в режиме дня. Если тренировки проходят утром, между завтраком и обедом, то калорийность завтрака должна составлять 35, обеда 35, полдника 5%, ужина 25.

Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому её дают детям в первую половину дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы перед сном нежелательно, кроме того, белковая пища долго перерабатывается, а в период сна все процессы в организме замедляются. Поэтому ужин детям и подросткам дают малообъемный, из легких овощных и молочных блюд и не позднее чем за 1,5 -2 часа до отхода ко сну.

Некоторые родители предпочитают вместо организованных завтраков в школе давать своим детям деньги для питания в буфете по их усмотрению. Как правило, дети покупают при этом чипсы, сникерсы и др. Подобная буфетная продукция с низкой пищевой ценностью, не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергии, принципам рационального, сбалансированного, здорового питания, а также требованиям качества, безопасности и пищевой ценности. Эти виды продуктов обладают раздражающими, экстрактивными свойствами и могут привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями или компенсированными нарушениями в органах желудочно-кишечного тракта.

Ассортимент, реализуемой в школьной столовой буфетной продукции, должен быть в обязательном порядке согласован с органами Роспотребнадзора в городах и районах и вывешен на видном месте в обеденном зале столовой школы.

5. Режим школьника

Как научить ребенка режиму дня? Это надо так распределить время в течение дня, чтобы учебные занятия в школе и дома чередовались и отдыха с максимальным пребыванием на воздухе, чтобы сон был достаточной продолжительности, а питание полноценным и регулярным. Все это совершенно необходимо для укрепления здоровья детей и поддержания их работоспособность. Родителям необходимо знать, что подъем работоспособности школьников, приходится на 8-12 часов и на 16-18 часов, в это время лучше всего делать уроки. Но надо помнить, что к домашним занятиям дети должны приступать после 1,5-2 часового пребывания на воздухе. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 минут занятий необходим короткий перерыв. Продолжительность домашних занятий: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1-го ч, во 2-ом классе-до 1,5-ч, в 3-4 классах- до -2-х ч. в 5-6классах - до 2,5 ч, в 7-8 классах - до 3-х ч, в 9-11классах - до 4 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем-2,2-3ч, в старшем -2-2,5ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей. Специальными исследованиями врачей-гигиенистов выявлено, что дети школьного возраста проводят перед экраном телевизора от 12до 24 часов в неделю и что длительный просмотр вызывает выраженное утомление., поэтому установлена максимальная продолжительность просмотра телевизионных передач: для младших школьников-1ч, для школьников среднего звена-1,5 ч.старшего-2 ч, не более 2-3 раз в неделю. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет - 11-10 ч в 11-14 лет - 10-9 ч в 15-17 лет - 9-8 ч.

Таким образом, соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и тоже время приводит к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время, при этом организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности, при этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей физиологической стоимостью (быстрее и легче).

Информация с сайта http://09.rospotrebnadzor.ru

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz